поручительства для вашего бизнеса

+7 (495) 967-19-49

Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы

Финансовые инструменты для участников госзаказа обсудили на экспертной сессии в МТПП

26.02.2018
Финансовые инструменты для участников госзаказа обсудили на экспертной сессии в МТПП
Финансовые инструменты для участников госзаказа обсудили на экспертной сессии в МТПП Финансовые инструменты для участников госзаказа обсудили на экспертной сессии в МТПП Финансовые инструменты для участников госзаказа обсудили на экспертной сессии в МТПП Финансовые инструменты для участников госзаказа обсудили на экспертной сессии в МТПП

26.02.2018 г. в Московской торгово-промышленной палате состоялась очередная Экспертная сессия «Финансовые инструменты поддержки субъектов Малого и Среднего Предпринимательства, в рамках федеральной контрактной системы. Итоги 2017 г., прогноз 2018 г.».

 

Место проведения: Москва, ул. Петровка, 15, cтр. 1

 

Традиционно инициатором, организатором и модератором сессии выступил Вадим Вяльшин -  генеральный директор Ассоциации «Совет МФЦ».

 

Первым выступил Антон Купринов, исполнительный директор Московского гарантийного фонда, который доложил участникам, что 2017 год оказался исторически рекордным как в части выдачи поручительств – 12 млрд. рублей, так и объемов, привлеченного под них финансирования МСП – свыше 22 млрд. рублей. По сравнению с 2016 годом выдача поручительств выросла в три с лишним раза,  а портфель в два раза за год, он становится скорее средне корпоративным, а не розничным. Вырос и средний объем поручительств до 15 млн. руб., сделки стали крупнее и сложнее по структуре.

 

«Нужно сказать, что и 2018 г. показывает, что темпы пока остаются прежними, за январь-февраль мы опять выросли в 3 раза к аналогичному периоду прошлого года», - привел факты А.Купринов. Руководитель Фонда связал эти успехи как в целом с развитием Национальной гарантийной системы и разграничением в ее рамках полномочий Корпорации МСП и региональных фондов, так и с растущим доверием и высокой степенью взаимодействия с банками-партнерами. «Наша доля стала заметнее, в портфелях банков TOP30  сегодня это порядка 4%. Фонд полностью выполняет свои обязательства, старается работать с партнерами без волокиты, платит по дефолтам, поэтому и поручительства пользуются большим спросом». 

 

Особо Купринов остановился на поддержке клиентов-участников госзаказа. «Количество таких сделок у нас еще недавно достигало 20-25%, но сегодня банки поняли, что риск работы с выигравшими госзаказ МСП низкий. Победители торгов опасаются попасть в недобросовестные поставщики и во что бы то ни стало выполняют обязательства. Конкуренция за таких клиентов на рынке высокая, поэтому банки стали реже к нам обращаться за поручительством, учитывая, что его получение тоже платно для клиента. По большому счету, мы рады такой истории, ведь по сути это и означает, что доступ МСП к госзаказу расширился. Тем не менее за 2017 г. мы по госзаказу выдали порядка одного миллиарда рублей поручительств, а банки под них финансировали МСП в объеме двух миллиардов», - пояснил Купринов. Среди планов на 2018 г. Купринов назвал новые продукты по факторингу, аккредитивам, отметил перспективность портфельных поручительств, а также сообщил о возможности снижения ставки за поручительство.

 

Аналитико-статистический срез информации по рынку банковских гарантий представила участникам сессии Галина Джанбаева (презентация Г. Джанбаевой)   по данным Интерфакс-Аналитики и СПАРК. Объем рынка госзаказа на уровне 30 трлн. рублей, где 5-6 трлн. руб. по 44ФЗ, а остальное по 223ФЗ. В том числе объем закупок по госзаказу у МСП в 2017 г. составил 5,6 трлн. руб. (для сравнения в 2016 г – 2,1 трлн. руб.), из них 2,3 трлн. руб. по 44ФЗ (из них 1,3 трлн. руб. по итогам торгов) и  3,3 трлн. руб. по 223ФЗ.

 

Джанбаева подчеркнула, что квота, выделенная по закону для закупок у МСП выполняется и перевыполняется. Участие в сделках госзаказа позволило ряду средних компаний существенно вырасти, и сегодня они уже не входят в Реестр МСП, при этом Интерфаксу не удалось выявить по таким подрядчикам прямой аффилированности  с заказчиками. Среди МСП, получивших контракты по 44ФЗ оказалось 186 тыс. поставщиков, при этом первые три места по объемам традиционно занимают такие отрасли как строительство, медицина, инженерно-техническое проектирование, компьютерное оборудование.

 

В части банковских гарантий (БГ) прозвучали следующие данные. В 2017 г. выдано 614 тыс. шт. БГ на сумму 1021 млрд. руб., средний размер БГ 1,6 млн. руб. (рост на примерно 20%, для сравнения в 2016 г. 462 тыс. шт. на 851 млрд. руб.). Из них значительная доля выдана именно субъектам МСП – 520 тыс. шт. на 490 млрд. руб., средний размер БГ – 1 млн. руб. БГ выдавали 242 банка-гаранта, причем 224 из них работали с МСП. Интересен и факт, что 49  банков работает в нише БГ до 1000 руб.: выдали 24 тыс. шт. таких БГ на 11,4 млн. руб.; лидируют Держава, Совкомбанк, СКИБ.

 

Интересными оказались и данные о БГ, выданных в одни руки: треть поставщиков брали 1 БГ; 50% брали 2-5 БГ, а 1% взяли более 100 БГ за год.  Важен срез информации и о том в скольких банках поставщики берут БГ, так 61% привлекали в 1 банке, 37% в 2-5 банках, 2% обращались в 6-10 банков.

 

Завершая выступление Джанбаева обратила внимание на большое количество негатива в СМИ в отношении банковских гарантий, на то, что это пугает и нервирует участников рынка, порождает недоверие. Есть и еще проблема с искажением отчетности, т.к. включение в Реестр БГ по 44ФЗ обязательно, а по 223ФЗ – на добровольных началах.

 

Руководитель компании MultiTender Роман Смыр (презентация Р. Смыр)  продолжил представление информации по рынку БГ в сфере госзаказа по 44 ФЗ.  Р.Смыр отметил, что в 2017 г. к 2016 г. произошли изменения: банки стали выдавать все больше мелких гарантий, рынок стал технологичнее. В качестве обеспечения БГ использовались в 29% случаев и покрыли фактически 96% требуемого объема, таким образом банки выбрали практически весь возможный объем.

 

Что касается предъявления гарантий, то стало ясно, что качество информации улучшилось, этим можно объяснить появившийся рост предъявленных в 2017 г. к 2016 г.  Также аккуратнее и качественнее стали выкладывать информацию о выплатах.  Дисциплина по раскрытию поднялась в 2017 г.: по 44ФЗ заказчик обязан в 3 дня выкладывать все данные (акты, выплаты, платежи и т.п.). Косвенно, это влияет на то, что в случае расторжения контракта заказчик стремится сделать это через соглашение сторон, чтобы было быстрее и не потребовалось идти в суд, после чего с меньшей потерей времени привлечь нового поставщика. Всего на расторжение попал объем в 105 млрд. руб., при этом предъявление было только на 5 млрд.руб.

 

Вадим Вяльшин, вступив в дискуссию, обратил внимание на проблему  одностороннего расторжения контрактов,  ведущего к росту пеней, штрафов. Со стороны заказчиков имеется давление на рынок, и это в условиях низкой маржинальности – проще говоря, недобросовестные заказчики выставляют банкам требования. Поэтому логично было бы участникам рынка коллективно сформулировать единые претензии к недобросовестным заказчикам, с тем, что они тоже понимали степень ответственности.

 

Обсуждение статистических данных продолжил Александр Карпов (презентация А. Карпова) в части экономической эффективности рынка БГ и рисков. Львиную долю контрактов до 95% составляют контракты объемом до 50 млн. руб., а средняя сумма вообще 1 млн. руб. Контракты свыше 50 млн. рублей – это особая категория для анализа. Карпов отметил, со ссылкой на независимые исследования, что сумма предъявленных требований по БГ и их количество составляет ничтожную долю – менее 1%, то  есть это потери банков. Особенно низка доля предъявленных в сегменте до 1 млн. руб. Интересен и факт, что основной объем требований приходит в определенные месяцы: ноябрь, декабрь, январь, при этом в целом картина «по рисунку графиков» очень похожа в разных банках, которые Карпов представил для сравнения.  Докладчик подчеркнул, что ниша имеет низкую степень риска 0,3-1% в зависимости от суммы БГ. Также важно и то, что на деле для банка риск разный при кредите и БГ, так как в последнем случае денег банк не выдает.

 

Однако, сфера деятельности имеет значение при выдаче БГ, так как несут в себе операционные риски: например, будет существенная разница в гарантии по поставке продуктов питания с собственного производства или строительству стадиона, или охране школы, - это стоит учитывать при анализе. Резюмируя, Карпов подчеркнул, что БГ существенно более доходны и менее рискованны для банков, чем кредиты, работать в этом сегменте следует.

 

Проблема введения в 2018 г. рейтингов и новых требований к банкам, выдающим БГ в рамках контрактной системе 44ФЗ продолжает нервировать игроков рынка. Картину происходящего в этой плоскости представил Павел Самиев, партнер Национального рейтингового агентства. Он заявил, что рынок ожидает финальной версии документа с требованиями к банкам.

 

Пока сохраняется надежда, что в документе будет заложен переходный период для игроков ниже категории ВВВ-. Большинство банков не смогут остаться на этом рынке по показателю отношения портфеля к капиталу. Продолжительность переходного периода не ясна, возможно это будет квартал или полугодие. Самиев, соглашаясь с участниками рынка, полагает, что гораздо более разумным было бы сделать отсечение по более мягкой шкале. Своевременно данные были предоставлены Национальным рейтинговым агентством, с тем чтобы действительно осечь плохих игроков. Но будет ли это принято во внимание остается непонятным.

 

Выступление Вячеслава Бодрова (презентация В. Бодрова) продолжило данную проблематику. В случае введения жесткого сценария требований из 100 самых активных игроков рынка БГ выпадут сразу не менее 35 только по условиям рейтинга. При этом именно на них пришлось в 2017 г. 45% выданных БГ. Бодров предостерег от опасности дальнейшей концентрации рисков на госсекторе: риски госзаказчиков замкнутся на госбанках, при этом частный банкинг выпадает, что приведет к дальнейшему уходу игроков в целом с рынка, а ведь это доходный сектор для средних банков. Для крупных банков такое перераспределение ввиду небольших объемов будет практически не заметно, т.к. это не входит в их основной бизнес.  При этом последствия для МСП состоят в том, что сужение конкуренции приведет к повышению ставок, рынок предложения может сократиться в 2-3 раза.

 

В завершение мероприятия состоялось выступление Ирины Сапожковой (презентация И. Сапожниковой), представительницы МСП-банка где были обозначены ключевые продукты и программы. Среди особенностей развития банка – уход в 2017 г. от так называемой двух-уровневой системы поддержки МСП, и действия его в качестве полноправного кредитора в сегменте работы с малым бизнесом. Всего МСП-банк поддержал 61 тысячу субъектов МСП на сумму 803 млрд. руб., из них 29 млрд. руб. составило прямое кредитование МСП, 16 млрд. руб. гарантии по кредитам, порядка 9 млрд. руб. гарантии по 223ФЗ и 44ФЗ.

Организаторы Экспертной сессии предложили участникам мероприятия и заинтересованным лицам, в срок до 26.03.2018 года, направить свои предложения и рекомендации по затронутым в ходе дискуссии темам Салову Александру hilty_k2@mail.ru

Полученные материалы в консолидированном виде будут переданы в экспертную группу Ассоциации «СОВЕТ МФЦ» и Ассоциации «Корпоративных Казначеев» для подготовки соответствующих писем в уполномоченные органы.

Протокол экспертной сессии 26.02.2018г.