поручительства для вашего бизнеса

+7 (495) 967-19-49

Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы

Аналитический обзор источников финансирования МСБ: лизинг, микрозаем, франчайзинг, краудфандинг

10.05.2018
Аналитический обзор источников финансирования МСБ: лизинг, микрозаем, франчайзинг, краудфандинг

Портал bankir.ru опубликовал обзор альтернативных источников внешнего финансирования для компаний малого и среднего бизнеса.

Лизинг

Предприниматель обращается в лизинговую компанию с просьбой предоставить ему в лизинг оборудование. В настоящее время самым популярным объектом этого бизнеса является автотранспорт. Далее, между лизинговой компанией и предпринимателем заключается договор финансового лизинга. Срок действия, как правило, равен сроку полезного использования имущества, передаваемого по договору. По истечении договора объект лизинга может перейти в собственность предпринимателю без дополнительной оплаты.

Основные показатели сделки: сумма договора – от 200 тыс. рублей до 90% от стоимости имущества, максимальный срок – 5 лет, авансовый платеж – 10-30%, удорожание в год – 4,5%-16% (под удорожанием понимаются все расходы лизингополучателя, которые он несет в процессе получения имущества в лизинг: это лизинговые платежи, страховка, налоги и т.п.).

Плюсы: не требуется дополнительный залог, ускоренная амортизация объекта лизинга (снижение налога на имущество), вычет НДС, включенного в лизинговый платеж.

Минусы: требуется внесение первоначального взноса, есть ограничения по минимальной сумме, небольшой срок договора.

В настоящее время в России существует порядка 100 лизинговых компаний.

Рейтинг all-leasing.ru

Московский гарантийный фонд работает по партнерским соглашениям с 6-ю лизинговыми компаниями

Микрозаем

Быстрые деньги в МФО очень дорогие. Если кредит в банке предлагается под 9-25% годовых, то микрофинансовые займы обойдутся заемщику от 3-11% в месяц, что на самом деле означает 36-132% годовых.

Некоторые МФО специализируются на выдаче микрозаймов именно предпринимателям. Эти займы, как правило, отличаются большей суммой и меньшей ставкой. При этом, взяв заем в размере 3 млн рублей, предприниматель вынужден будет заплатить за месяц порядка 100 тыс. рублей. Предприниматель должен оценивать: готов ли он справляться с такой финансовой нагрузкой.

Основные показатели сделки: максимальная сумма – 3 млн рублей (в настоящее время рассматривается вопрос о ее увеличении до 5 млн на законодательном уровне), максимальный срок – 1 год, ставка – 3-11% в месяц, что соответствует 36-132% годовых (как правило, на сайтах МФО указаны ежедневные или ежемесячные ставки), может потребоваться залог автотранспорта или поручительство.

По состоянию на февраль 2018 года в реестр МФО, финансирующих предпринимателей, входило 215 организаций.

Рейтинг кредитной надежности микрофинансовых организаций на март 2018 года, Эксперт РА


Краудфандинг


Финансирование физлицами предпринимателя с перспективой последующего получения материальной выгоды или готовящегося к запуску товара со скидкой.  

В настоящее время для объединения предпринимателей и спонсоров созданы краудфандинговые площадки. В России самые известные краудфандинговые площадки Planeta.ru и Boomstarter.ru.

Предприниматель публикует описание проекта, требуемую сумму и сроки сбора средств. За возможность публиковать информацию о проекте для привлечения средств среди лояльной аудитории предприниматель уплачивает площадке определенную комиссию - как правило, 3,5-15% от собранной суммы. При этом при низкой комиссии взимается вступительный взнос 5 тыс. рублей.

В среднем на проект собирается 200-250 тыс. рублей, но отдельные проекты могут привлечь и до 2 млн рублей.

По данным краудфандинговых платформ самыми популярными направлениями, куда спонсоры вкладывают деньги, являются: разработка игр, дизайн и мода, IT- стартапы, общественные и музыкальные проекты.

Франчайзинг


Договор франчайзинга - это аренда торговой марки. Известная сеть (франчайзер) передает предпринимателю (франчайзи) право выступать от своего имени и использовать свой бренд и торговую марку.

В договоре коммерческой концессии так же оговариваются условия использования торговой марки – это однократная плата (паушальный взнос), либо ежемесячные платежи (роялти), либо обязательная закупка у франчайзера товаров для реализации, либо комплексная оплата паушальный взнос+роялти. При этом в договоре оговариваются условия франшизы от простого использования торговой марки до описания конкретного оборудования, оформления помещения и униформы сотрудников. 

Каталог франшиз

Стоимость франшизы зависит от известности сети и вида ее деятельности, например,  «Subway»: первоначальные вложения - 4-6 млн рублей, паушальный  взнос– 7 500 долларов США, роялти   – 8% от оборота, также необходимо закладывать расходы на маркетинг в размере 3,5% от оборота.

По материалам  bankir.ru